Жан-Батист Расин, Jean-Baptiste Racine
Французский драматург-трагик, входивший в так называемую «великую тройку» драматургов XVII века наряду с Корнелем и Мольером. Творчество Расина представляет собой вершину французского классицистического театра. Автор трагедий "Андромаха", "Федра" и других. Являлся последовательным и убежденным классиком, никуда не отклонявшимся от классического канона, величайшим мастером, обладавшим огромным чувством меры и достигающим больших результатов при помощи самых простых средств. Даже наиболее обыденные слова и выражения приобретают под его пером огромную силу вследствие насыщающей их трагической эмоции.
Корнель и Расин
Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки «Британника», что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего XVII век на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть,
которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение.
Влияние Расина
Расин оказал огромное влияние на развитие классической трагедии не только во Франции, но и за ее пределами. В его школе учились Вольтер, Драйден, Готтшед и множество более мелких представителей классицизма во Франции, Англии, Германии, Италии и России. Среди русских последователей Расина можно назвать Сумарокова, Княжнина, Николева, Катенина, Шаховского. За пределами классического стиля Расин оказал воздействие на Гёте («Ифигения в Тавриде»). Лессинг, а за ним теоретики романтизма (Стендаль, Racine et Shakespeare, 1822; Гюго — предисловие к «Кромвелю», 1827) постарались поколебать прочный авторитет великого дворянского поэта у буржуазного читателя и зрителя. С их легкой руки немецкие и русские учебники долго твердили затверженные фразы о «ложноклассицизме» , его «сухой рассудочности» .В конце 18 - начале 19 веков на русский язык было переведено большинство трагедий Расина. Роль
"Федры" стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина Александр Пушкин и Александр Герцен. В 1921 году в новом переводе Валерия Брюсова "Федра" была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.
также смотри Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН "Расин"
Творчество:
поэма "Нимфа Сены" ("La Nymphe de la Seine"), 1660 по случаю бракосочетания короля.
трагедия "Фиваида" "Фиваида,или Враждующие брать"я ("La Thebaide") 1664, по мотивам "Финикиянок" Еврипида
пьеса " Александр Великий" ("Alexandre le Grand") 1665
трагедия "Андромаха" ("Andromaque") 1667
комедия "Сутяги" ("Les Plaideurs")1668, написана в подражание «Осам» Аристофана, единственная комедия Расина
трагедия "Британник" ("Britannicus"). 1669
трагедия "Береника" ("Berenice") 1670
трагедия "Баязет" (Bajazet) 1672
трагедия "Митридат" (Mithridate) 1673
трагедия Ифигения (в Авлиде)" ("Ipnigenie (en Aulide") 1674 трагедия "Федра" ("Phedre" )1677 заимствованная у Еврипида
либретто оперы "Падение Фаэтона"(«La chute de Phaeton» ) 1680,совместно с Буало
"Идиллия мира" («Idylle sur la paix») 1685 написана для одного придворного празднества, положенна на музыку Люлли.
пьесе "Эсфирь" ("Esther") 1689
"Аталия" (Athalie, русский перевод 1977 под названием "Гофолия") 1691
исторический труд "Краткая история Пор-Рояля" («Abrege de l’histoire de Port-Royal» ) 1693, издана в 1742 — мастерски написанное чисто партийное сочинение янсениста, и
меющее задачей защитить эту секту от испытываемых ею гонений.
янсенисткое сочинени "Духовные кантики" или "Духовные песни" («Cantiques spirituels») 1694 «Memoire sur la misere du peuple» (Записка о народной нищете)
Биография:
Расин родился в Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, в семье принадлежавшей к "новому дворянcтву", был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка девочки Мари, а отец в 1643 году умер двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка - Мари Демулен. В возрасте девяти лет Расин благодаря давним связям семьи с янсенистами стал бесплатным был воспитанником школы при монастыре Пор-Рояль, затем обучался в коллеже в Бове, потом снова в Париже, все время под эгидой янсенистов. При этом он не только изучил латынь, риторику и логику, но и стал великолепным эллинистом под влиянием Лансело, Николя и других учителей. Конфликт между янсенизмом и любовью к классической литературы во многом определил определил тональность его творений. Завершив образование Расин в 1660 году поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. В 1661-1663 по настоянию родственников, которые боялись его связи с отлученными от церкви актерами, жил у дяди - священника южного городка Юзе, пытаясь получить от церкви бенефицию. В 1663 Расин вернулся в Париж, получил пенсию от короля в 600 ливров за свою первую поэму "Нимфа, свел знакомство с Мольером, Лафонтеном дружбу с Буало, и его стали приглашать в придворные салоны. В 1664 году Мольер поставил его первую пьесу. В концу 1660-х Расин завоевал личную дружбу с королем Людовиком XIV, обрел покровительство его фаворитки мадам де Монтеспан. Впоследствии, уже после ее падения, он выведет мадам де Монтеспан в образе «надменной Власти» в пьесе "Эсфирь» ". В 1666 году Расин написал несколько писем против янсенистов
В это время он ссорится с Мольером, недовольный манерой исполнения его пьес и побуждает свою любовницу знаменитую актрису Терезу Дюпарк оставить труппу Мольера и перейти в театр «Бургундский отель», где в 1667 она сыграла заглавную роль в величайшей его трагедии -" Андромаха". В течение 10 лет (1667—1677) успех Расина раскол парижскую аристократию на два лагеря – сторонников и противников В 1670 году в "Береники", одну из заглавных ролей исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле. Случайно или нет, но одновременно с этой трагедией появилась трагедия Корнеля "Тит и Береника". Расин одержал в соревновании триумфальную победу. В 1677 на сцене была поставлен его лучшая трагедия "Федра". Ее постановка стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в трагедии намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Расин отказался от дальнейше борьбы. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа.
Единственными его пьесами за этот период стали "Эсфирь" и "Аталия", написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. В последние годы вернулся к янсенизму и разошелся с королем, предпочитающем ортодоксальное католичество. Умер Расин 21 апреля 1699.
ссылка<\/u><\/a>