Анна пишет:
цитата: |
Нет, ИМХО, не похоже. У него был несколько иной взгляд на мир, ближе к Возрождению. |
|
Дело в том, я хочу рассказать, что когда я только увлеклась Анжеликой, я купила целых пять книг об альбигойских войнах, но ни одна из них не прочитана даже наполовину - так, отрывками.
Но из того, что читала, сделала вывод, что в религиозном учении катаров - прозванном Антицерковью - требования к их священникам и просто последователям были совершенно различны да и мораль была разной у тех и других. Доктрина катаров включала в себя "жизнь в полном целомудрии, осуждение плотского греха, особенно в законном браке, отрицание насилия, запрещение клятвы". Но от простых верующих этого не требовалось.
Ведь известно, что большинство южан в предверии войны между Севером и Югом, которую так часто вспоминал Жоффрей, симпатизизировали катарам, и даже больше: катаризм стал проникать во все слои населения на Юге, хотя сначала ему была привержена и покровительствовала только знать (графы Тулузские тоже). Что и послужило причиной альбигойских войн. И концентрация катаров была именно в Лангедоке.
И еще, ведь одними из главных постулатов катаризма были терпимость к другим религиям и сопротивление злоупотреблениям католической церкви, а это было свойственно Ж.
Вот у меня и сложилось впечатление, что раз Ж. так поклонялся старым старым традициям и так хорошо знал историю своей провинции, мог вынести что-то для себя из учения катаров или даже симпатизировать ему. Но, наверное, это частности и не относится к его отношению к Богу в целом.
Я всего этого не утверждаю, потому что вопрос этот не изучала. Насчет Возрождения тоже так думаю.
А в первой книге действительно упоминались последователи катаров, только теперь сомневаюсь уже, они ли это.
Два раза в разговоре Анжелики с архиепископом. Первый случай, думаю, что катары:
- Изучать человеческие души - моя обязанность, - сказал он, словно угадав
ее смущение. - Но пусть вас это не беспокоит, дочь моя. Я вижу по вашим
глазам, что вы честны и прямодушны и, несмотря на свои юный возраст,
характера незаурядного. А вашему супругу еще, может быть, не поздно
раскаяться в своих прегрешениях и отказаться от ереси.
Анжелика даже вскрикнула от возмущения.
- Ваше преосвященство, клянусь, вы заблуждаетесь! Возможно, мой муж не
является примерным католиком, но его совершенно не интересует ни Реформация,
ни прочие гугенотские ереси. Я даже слышала, как он насмехался над этими
"мрачными бородачами из Женевы", на которых, по его словам, небо возложило
миссию отбить у человечества охоту смеяться.
И второй случай, когда Анжелика задумывается о городе, в котором живет - Тулузе, в том же разговоре с архиепископом:
Мысли Анжелики невольно обратились к прошлому, и она вдруг вспомнила, что
Тулуза - французский город, в котором инквизиция еще сохраняет свою власть.
Чудовищный суд инквизиции над еретиками, который в прежние века
свирепствовал повсюду, еще существовал в Тулузе, и его прерогативы не
осмеливался оспаривать даже сам король.
Тулуза, этот веселый город, был также городом кровавым, именно здесь за
последние сто лет умертвили гугенотов больше, чем в каком-либо другом городе
Франции. Еще задолго до Парижа здесь была своя Варфоломеевская ночь. В
Тулузе особенно часто устраивались всевозможные религиозные церемонии. Это
был воистину "звенящий остров", где колокола, не умолкая, созывали верующих
на молитву, город, утопающий не только в цветах, но и в распятиях, святых
образках, мощах. Пламя костров испанской инквизиции испепелило истинно
латинский дух, занесенный сюда римскими завоевателями. Наряду с такими
легкомысленными братствами, как "Властелины любви" и "Вожаки юности",
которые славились своими веселыми проделками, на улицах города можно было
встретить процессии флагеллантов - с горящими глазами фанатиков они истязали
себя хлыстами и терниями, обагряя своей кровью булыжную мостовую.
А под еретиками здесь имеются в виду, по-моему, не гугеноты, потому что учение катаров тоже называли ересью. Но кто такие флагелланты: католические фанатики или сторонники учения, не знаю.